Электронный дневник
Библиотека
Ссылки

Фотоальбом

Сад "Салют"

        Шел 1962-63 учебный год. Члены краеведческого кружка Прончатова Т., Сочнова Т., Свитова В., Камышова Л., Лукьянов В., Власкин и другие члены кружка с гордостью за свою Родину высказали мысль: «А что если нам посадить большой сад, за 20 лет сад вырастит и будет памятью и участием в создании материальной базы коммунизма» Данный разговор был поднят на партийном собрании и поддержан работником райкома партии, который предложил заложить сад на площади 5 гектаров. Поддерживая данное предложение, Алексашина Г.И. сказала: «Закладка большого сада, это поистине трудное дело, но закладывать надо, ибо природу необходимо переделывать, настало время украшать ту местность, где живем, а это значит украшать нашу Родину!» Идея комсомольцев была поддержана на партийном собрании. Директору школы Ковшутину Н.В. было поручено разработать проект сада паркового типа с различными отделами и достопримечательностями. Вскоре проект был подготовлен и Николай Васильевич на комсомольском собрании школы обнародовал свой проект. Собрание дружным одобрением приняло данное предложение. Ребятам очень понравилось идея закладки сада, и после собрания долго вели разговор. Они спорили, дискутировали и сами стали предлагать свои идеи и мысли, как лучше обустроить будущий сад. Проект постоянно менялся, дополнялся. Особенно много изменений внес учитель рисования и  скульптор Фомин Н.И. и учитель черчения Ильин А.В.. Основной фон сада был разработан, дооформлялись отдельные детали и увязывались с местностью. Директор школы Ковшутин Николай Васильевич выступил с докладом перед райкомом союза работников школ и научных учреждений. Каждое слово слушалось с большим вниманием, глаза многих загорались завистью, инее могли сидеть спокойно, а горячо поддерживали и многое советовали дополнить.
Место под сад было выбрано к северо-востоку от школы, в трехстах метрах между поселком Кадошкино и селом Старо-Корсаковский Майдан, где раньше была свалка для мусора, где паслись телята и козы.  Весной 1963 года территория данного сада была огорожена забором, общей протяжен-ностью в 1042 метра. Все делалось руками школьников, родителей и учите-лей, без единой копейки государственных затрат, если не считать дрова, слеги и гвозди. Летом соорудили две плотины. Первую с помощью колхоза «Красный Выборжец», а вторую соорудили бульдозеристы соседнего колхоза «Ленин-ча» Поташов Х.У. и Саитов А.И. Итак, в школьном саду были созданы два водоема, гладь которых украсила территорию сада. Весной 1964 года на заседании краеведческого кружка придумали название для будущего сада . Всем понравилось название «САЛЮТ», что означало –Сад Активных Любителей Юного Творчества.
Весь объем намеченных работ в плане точно соответствует названию «САЛЮТ». Планировка сада, т. е. расположение яблонь, дикорастущих растений, цветников, кустарников, других насаждений и сооружений должны влиять благотворно на психику, на привитие красивых вкусов природных явлений. Разбивкой сада занимались Аксенов, Зайкин, Кочергов
                          
Закладка сада
14 мая 1964 года все учащиеся школы 1-11 классов пришли с лопатами и ведрами. Во время сбора играл духовой оркестр, в вихрях танца кружилась молодежь, затем выстроились по классам и пошли колонной в парк к памятнику В.И. Ленина. Ребята несли транспаранты, на которых было написано: «Украсим Родину садами!», «Человек может и должен создавать новые формы растений лучше природы!», «Сам копай, сам сажай, высокий будет урожай!» Колонна шла под звуки духового оркестра. В парке состоялась торжественная линейка. Секретарь комитета комсомола школы Тамара Сочнова линейку открыла со словами: «Дорогие ребята, торжественную линейку, посвященную закладке сада «САЛЮТ» объявляю открытой! Со вступительным словом ко всем учащимся выступила ученица 11 класса Татьяна Солонина. С ответным словом отрапортовала ученица 1- го класса Артемова Надежда. Стихотворение учителя рисования Н.И. Фомина «Здесь будет сад» прочла ученица 6- го класса Антошкина Людмила. Далее колонна направилась к саду «САЛЮТ». Классы были распределены по рядам. Ребятам объяснили как правильно сажать яблони и после всех организационных мероприятий учащиеся начали закладу сада. В первый день было посажено 648 яблонь разных сортов (анис полосатый, антоновка, ренет бергомотный, коричное полосатое, славянка и др.) Яблони были посажены строго по сортам. Одни копали ямы, другие несли саженцы, третьи таскали воду, а четвертые перегной.
На другой день было посажено 1200 кустов смородины между яблонями. Весной же заложен дендрарий, в котором посадили 200 сосен, 100 березок и 100  штук клена. Летом ребята провели большую работу по охране природы. Они пропалывали и мотыжили молодые посадки, четыре раза поливали, опрыскивали от вредителей, несколько раз за лето белили штамбы яблонь. Все лето ребята с любовью ухаживали за 12-ю клумбами и двумя огромными цветниками, садом и огородом.
Было посажено 23 вида дикорастущих деревьев в дендрарий, такие деревья ,как клен, облепиха, боярышник, черноплодная рябина, белая акация, ель, карагач и др. В центре розария Н.И. Фомин с помощниками учащимися Лукьяновым, Романовым, Тетянниковым, Лютаевым изготовили и соорудили огромный памятник высотой в 5 метров И.В. Мичурину. От памятника до входной арки Н.И. Фомин с учащимися поставит 12 бюстов писателей (Толстой, Пушкин, Гоголь, Горький, Маяковский и др. из железобетона) По обеим сторонам аллеи зеленели 24 ряда яблонь по 27 штук в каждом ряду. По всей длине аллеи были посажены весенние цветы лилии и осенние флоксы, георгин 43 сортов. В посадке подчеркнута прямолинейность, симметричность.


Пионерский лагерь в саду «САЛЮТ»
На берегу искусственного озера, в саду «САЛЮТ» , весной 1965 года начали строительство  пионерского дворца, где в последующем отдыхали пионеры пятых и шестых классов. Дворец пионеров был двухэтажный с двумя верандами, т.е. спальнями для мальчиков  и девочек. На втором этаже планировали соорудить школьный краеведческий музей, а еще выше, т.е. третий этаж, будет башня для дежурных пионеров. Через озеро был построен горбатый мост.
Для детей в саду планировали построить вышку для прыжков в воду, лодочная станция из 5 лодок, стол для настольного тенниса, 2 беседки для настольных игр (домино и шашки).
Отдых сочетался с общественно-полезным трудом, ребята собирали плоды яблок, землянику, смородину, крыжовник и ухаживали за цветами, садом, кроликами и пчелами.
    В 1966 году Н.В. Ковшутин был вынужден покинуть Кадошкино. Его заменил такой же энтузиаст, заслуженный учитель школы Мордовской АССР Виктор Петрович Лисенков. Он продолжил традиции своего предшественника. Но в 1969 году его выдвинули на должность заместителя председателя исполкома Инсарского райсовета. При новом руководителе ''САЛЮТ'' передали Кадошкинскому электротехническому заводу. Однако у нового настоящего хозяина не оказалось ни одного настоящего любителя-садовода. Сад постепенно пришел в запустение и погиб. Но у него создателей осталась память о прекрасной мечте и о замечательном человеке и талантливом педагоге- Николае Васильевиче Ковшутине.
           Вот какими словами вспоминает своего учителя      Евгения Александровна Башмакова ,бывший  специалист Кадошкинского ЗАГСа (выпуск 1969 года): -Для меня Кадошкинская средняя школа связана с именем директора Николая Васильевича Ковшутина. Его любили, боготвори-ли. С его лёгкой руки в школе была создана, можно сказать, настоящая кар-тинная галерея. В коридоре между классными комнатами были развешены репродукции картин, очень красивые, в золоченных рамах как в Третьяковке. Лично мне нравилась репродукция В.Васнецова «Иван-Царевич на сером волке».Она мне запомнилась почему то больше других. Добрая память о учителях, которые на мой взгляд можно назвать Учителями «с большой буквы»: Александре Петровне Потаповой,  Евстолии Петровне Костровой, супругах Еряшкиных.  Как сейчас вижу перед глазами сад «САЛЮТ». Организовали с подружками дежурство, а ещё катались на пруду на лодках.
Н.В. Ковшутин, по чьей инициативе появился сад «САЛЮТ»,души в нём не чаял. Через пару десятков лет Николай Васильевич, снова посетив наши края ,пришёл на то место ,где за это время должен был вырасти плодоносящий огромный сад, но ничего там не увидел кроме пустыря. Говорят ,он тогда не смог сдержать слез. Однажды мы встретились с ним, когда я поздоровалась, Н.В.Ковшутин меня сразу же узнал и сказал: «Ты - Женя Башмакова».Я очень удивилась, ведь за годы его работы в школе был не один выпуск учеников, да и не видели мы друг друга лет 15.Он знал каждого из нас в лицо.
К списку
Создано: 06.06.2017 08:21:16   |   Изменено: 06.06.2017 08:41:13
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Мы выстраиваем индивидуальную траекторию обучения каждого ребенка
Ирина Бачкова
Когда нужно обращаться к логопеду
Инна Кутузова
Нужны ли образовательному учреждению соцсети: практический опыт
Оксана Никитина
Все статьи
Видео
Квашнин Юрий 9б класс "Ученик года 2019"
Фотографии